28.02.2011 // Трудности выхода компаний Беларуси на Международный рынок товарных знаков


Грамотно разработанный товарный знак прибавляет к цене товара до 25 %. 

Вступление Беларуси в Таможенный союз и работа по формированию Единого экономического пространства воодушевили многих отечественных производителей. Ведь, казалось бы, теперь белорусскую продукцию будет проще продавать в России и Казахстане.

Но наивен тот, кто так думает, — облегчается лишь процедура поставки. Стоит помнить, что в каждой стране продолжают действовать зарегистрированные ранее товарные знаки. Специалисты советуют экспортерам: прежде чем начинать осваивать рынки соседних государств, семь раз следует проверить, а не зарегистрирована ли такая же торговая марка на территории страны поставки. Подобная осведомленность поможет избежать в будущем неприятных моментов. 

Наглядный пример, когда это не было учтено, — ситуация со стиральным порошком производства предприятия "Бархим" на украинском рынке. Никто и не подозревал, что в этой стране уже существует свой "Новый Лотос", пусть и зарегистрированный на 7 лет позже, чем белорусский. В результате отечественные производители получили большой штраф и потеряли хороший рынок. "В постсоветских государствах до сих пор существуют одинаковые товарные знаки, оставшиеся со времен СССР. И здесь кто раньше получил национальную регистрацию и расширил ее, чтобы иметь возможность выходить на другие рынки, тот и победил, – напоминает начальник управления экспертизы товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Денис Недвецкий. – Да, это раскрученное, известное имя, но предприятиям пора приобретать свое лицо. Лучше придумать оригинальное название, чем наступать на те же грабли, "изобретая" конфеты "Аленка".

Национальная регистрация действует только на территории страны-производителя, для поставок за границу используется международная. И если одноименный товарный знак уже зарегистрирован, – дорога товару на внешний рынок оказывается закрытой. "Каждое белорусское предприятие, продвигающее продукцию на экспорт, должно юридически зарегистрировать свой товарный знак, который в таком случае будет находиться под охраной государства. Необходимость регистрации также связана и с тем, что в последнее время обострилась конкуренция за пределами нашей страны", — поясняет заместитель министра торговли Ирина Наркевич.

Между тем Минторг нередко выявляет нарушения, связанные с копированием или заимствованием чужого названия или оформления. По вопросу недобросовестной конкуренции, связанной с товарными знаками, ведомством за последние годы было рассмотрено 12 дел. Специалисты отмечают: отечественные фабрики и заводы уже начали выстраивать стратегическую политику по интеллектуальной защите своих торговых марок. Подтверждение тому — 5360 заявок на национальную регистрацию товарных знаков в 2010 году. Национальным центром интеллектуальной собственности Беларуси было зарегистрировано 2160 знаков, что на 45 % больше, чем в 2009 году. За последние пять лет, как говорят специалисты, их количество увеличилось более чем на 50 %. Крупнейшие производители имеют несколько товарных наименований для работы внутри страны и за рубежом. К примеру, "Коммунарка" – 80 в Беларуси и 34 — за границей, компания "Санта Бремор" — 105 и 70 соответственно. Доказано, что грамотно использованное "лицо" добавляет к стоимости продукции до 25 % — чем не повод вложить деньги в интеллектуальную защиту товара. 

Для охраны собственного продукта за рубежом существует так называемая "мадридская процедура" регистрации – когда, подав одну заявку, можно получить охрану товарного знака в нескольких странах одновременно. В 2010 году по такой системе было подано больше сотни заявок из 450 за все время существования Национального центра интеллектуальной собственности.

Однако срок рассмотрения может растянуться до 3 лет. "Поэтому неплохо бы самим заранее изучить рынок, для этого есть свободный доступ к базе, – считает заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Баркун. – Как мы сейчас убеждаемся, главное, не материальный актив предприятия. Товарный знак приобретает собственный вес, и поэтому может даже использоваться в качестве банковского залога, как, например, недавно поступила пивоваренная компания "Алiварыя". 

Источник: http://news.tut.by



   


    Content © 2009-2010 stepTM

кожаные портфели SHEFF деловая кожгалантерея PROFESSIONAL юридические услуги, консультации адвокатов, юристов газета частный предприниматель